17 ноября в Государственном Кремлевском Дворце состоялся показ балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева в постановке Наталии Касаткиной и Владимира Василева. Постановку Театра классического балета впервые посмотрел Филипп Геллер.
Cпектакль появился в 1971 году в Новосибирском театре оперы и балета и сразу обрел славу скандального — его пытались запретить из-за любовных сцен и своеобразного юмора, которые постановщики взяли из оригинала Шекспира. Тем не менее, интерпретация продержалась в коллективе 13 лет. Эта версия пользовалась огромным успехом у зрителей — новосибирцы считали постановку одной из лучших в репертуаре театра.
В 1981 «Ромео и Джульетта» были перенесены в авторскую труппу Наталии Дмитриевны и Владимира Юдича — в Театр классического балета. В главных ролях на премьере блистала легендарная Екатерина Максимова и Станислав Исаев. За все время существования постановки в ней танцевали такие артисты, как Ирек Мухамедов, Владимир Малахов, Валерия Цой, Екатерина Березина, Наталья Огнева. И каждый из них рассказывал историю своих героев по-своему.
Говоря о концепции спектакля, можно привести слова постановщиков: «В своей постановке мы стремились максимально приблизиться к шекспировскому первоисточнику. ничего не упустить при переводе его творения на язык хореографии. Нас привлекали и романтические образы главных героев балета, и жанровые фигуры слуг, и гротескные персонажи народного карнавала. В нашем спектакле Ромео и Джульетта изначально вовсе не исключительные личности. Исключительными их делают чувства, сила духа, накал страстей».
Постановка сильно отличается от привычных нам версий Леонида Лавровского (1946) и Юрия Григоровича (1979) — прежде всего, в ней нет такой помпезности и пафосности, действие носит более камерный и лирический характер.
В спектакле танцуют все — даже патер Лоренцо, которому обычно положено только ходить и немного мимировать. Самостоятельную, гротескную танцевальную характеристику получает Кормилица — она утрачивает статус второстепенного персонажа. Появились и новые герои — Розалина — дама, в которую был влюблен Ромео, Нелли-прачка. Из-за последней в начале 1 акта разгорается конфликт между семействами, а позже к ней будет приставать папаша Джульетты.
Сцена на площади (2 акт) поставлена как карнавал — кордебалет в масках и праздничных нарядах. Но здесь присутствуют и Маски Смерти (трое танцовщиков в соответствующих костюмах) — именно они вовлекут Ромео, Меркуцио и Тибальда в роковое пространство…
Именно образ Джульетты находится в центре этой версии. Постановщики создали абсолютно новое прочтение героини — это не веронская изнеженная принцесса, а угловатая девочка-подросток. И пластика у нее такая же — очень острая, с необычными акцентами и остановками. Образ Джульетты лишен штампов — и это просто глоток свежего воздуха. Небанально выстроены партии остальных персонажей— у Меркуцио здесь, например, нет привычной жанровости и характерности, в танцевальной лексике героя преобладают классические элементы. А вот Тибальд лишен привычной грозности— его хореографы характеризуют сдержанными движениями, скульптурными позами. Синьоры Капулетти в этой постановке— молодые родители, и у них полноценные и интересно построенные партии (Несомненно, плюс).
Постановку оформил знаменитый советский художник Иосиф Сумбаташвили. Он создал суровые декорации, отражающие мрачность Средневековья. На сцене — огромная живая фреска, на которой изображены картины Страшного Суда. В противовес им — костюмы персонажей, воплощающие наряды эпохи Ренессанса.
Спектакль держит на себе одна из самых ярких балерин современного поколения — Галина Гармаш. Девушка фантастически справляется, как с эмоциональной составляющей роли, так и с необычной пластикой. Эта Джульетта с самого начала смела и может постоять за себя.
Ироничен и остроумен Меркуцио в исполнении Николая Чевычелова — совсем не парень-рубаха итальянских улиц, но элегантный и изысканный повеса. Мрачен и холоден Тибальт Андрея Больбота — в нем нет привычной горячности и экзальтации. Этот герой мстит не по сиюминутному порыву, а по понятиям жестоких нравов того времени. Невероятно колоритный образ Кормилицы создала старейшая артистка труппы Ирина Гришина — ее эксцентричная, буффонная героиня неизменно приковывала к себе внимание.Запомнился харизмой, брутальностью синьор Капулетти — Игорь Цыганков.
Эта версия примечательна еще и тем, что в ней звучит авторская партитура Сергея Сергеевича — ее восстановил Геннадий Рождественский специально для постановки.
Фото: Валентин Барановский, Владимир Сазонов