В Зале Зарядье в рамках открытия фестиваля PERFORMA состоялся гранд-концерт, посвященный Микаэлу Таривердиеву — композитору, чья музыка стала звуковым воплощением эпохи, голосом поколения и вечным саундтреком к советской и российской истории. Сочинения Таривердиева исполнил симфонический оркестр OpensoundOrchestra (дирижер — Станислав Малышев) вместе с солистами — скрипачом Даниилом Коганом, пианистом Филиппом Копачевским и виолончелистом Борисом Андриановым. Концерт стал своеобразным диалогом между спокойным традиционализмом академической музыки и экспрессией саундтреков: в программу вошли и редко звучащие камерные сочинения композитора, и его легендарные кинохиты. Их глубокая, проникновенная и технически безупречная интерпретация позволила рассмотреть мир музыки Таривердиева во всех деталях.

С самого начала атмосфера вечера напоминала съемки фильма — люди с камерами, холодная подсветка, черно-белая бегущая строка с именами музыкантов. Вера Таривердиева, вдова композитора, во вступительном слове представила его как «последнего романтика», сделав акцент на его позднем творчестве. А затем зал погрузился в темноту, и зазвучало Трио для скрипки, виолончели и фортепиано. 

Филипп Копачевский (фортепиано) и Даниил Коган (скрипка) впервые исполняли музыку Таривердиева, и их интерпретация выглядела не как громкое заявление, а как осторожное, почти лабораторное, исследование. Скрипка Когана звучала нежно, с легкой плачущей интонацией, виолончель Андрианова тянула звук густо, почти вязко, а фортепиано Копачевского выдавало холодные отточенные фразы. 

Освещение работало на контраст: пианист — в теплом желтом свете, скрипач и виолончелист — в тени. Постепенно свет становился ярче, следуя за развитием музыки. Баланс между инструментами был почти идеальным, особенно радовала продуманность агогики — темповых отклонений, которые придавали исполнению дыхание. Но иногда пианист терял дикцию, а в быстрых пассажах не хватало остроты. 

В «Прелюдии для виолончели и фортепиано» из саундтрека к фильму «Судьба резидента» зазвучал привычный Таривердиев. На экране — видеоряд с птицами, затем — крупные хлопья снега, ослепляющие своей белизной. Виолончелист играл в романтическом ключе, резко уходя в паузы после взятия звука, а фортепиано отвечало ему теплыми трелями в высоком регистре. 

Второе отделение было посвящено более «популистской» музыке композитора. Особенно запомнился пронзительный, слаженный дуэт скрипок, в котором не было явного лидера — мелодия плавно перетекала от одного солиста к другому, не прерываясь ни на секунду. 

Джазовый квинтет, напротив, вызвал вопросы. Пианисту не хватало тонкого туше — звук ложился плашмя, без воздушности, а ударник играл слишком прямолинейно, будто выбивал ноты, а не музыку. 

Настоящим откровением стал Концерт для скрипки с оркестром. Начало — из тишины, едва слышного пианиссимо, которое мгновенно захватило внимание. Партия скрипки будто незаметно выросла из оркестровой ткани, сохраняя идеальный баланс громкости. В кульминациях инструмент звучал надрывно, напряженно, с резкими акцентами — как удары ножом, затем — снова тончайшие верхние ноты, безупречное интонирование.

Оркестр под управлением Малышева демонстрировал феноменальное пианиссимо. Но странным образом амплитуда звучания упиралась в невидимый потолок — в моменты, когда ждешь мощного фортиссимо, оркестр словно сдерживал себя, не давая звуку прорваться на полную силу. 

Зато кинохиты Таривердиева прозвучали безупречно. Знаменитая тема «Встреча в кафе» (из телефильма «Семнадцать мгновений весны») стала кульминацией вечера. На экране — глаза актеров, в музыке — идеальные динамические контрасты, оттяжки, бархатный бас. В «Мгновениях» солирующий гобой звучал как человеческий голос — глуховато, с речевой интонацией, заставляя зал замереть. 

Финальный номер программы — «Снег над Ленинградом» (из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром») — оставил легкое ощущение недосказанности. Триоли звучали слишком «метрономно», будто музыканты уже торопились к финальным поклонам. 

Музыка Таривердиева — великое искусство. Она может звучать холодно и интеллектуально, может быть пронзительно-кинематографичной. И хотя на концерте в Зарядье музыкантам не всегда удавалось с максимальной выразительностью и глубиной показать академические произведения «последнего романтика», каждое его сочинение заставляло зал замереть в тишине после последнего аккорда.

Фото из социальных сетей фестиваля PERFORMA