В Малом зале Московской консерватории 23 февраля прошел вечер романсов русских композиторов XIX-XX века.

Автор и составитель программы — заслуженная артистка России, пианистка Елена Савельева. 

В композицию концерта вошли известные произведения Алябьева, Глинки, Аренского, Танеева, Чайковского, Римского-Корсакова, Ипполитова-Иванова, Рахманинова и Свиридова.

Даже несмотря на то, что большинство сочинений действительно имеют огромную историю различных интерпретаций, романсы прозвучали необыкновенно свежо и небанально.

Конечно, в этом заслуга потрясающих артистов, которые главенствовали на уютной сцене Малого зала консерватории.

Это — приглашенный солист Большого театра, певец, выступавший на сценах известных зарубежных компаний, педагог Московской консерватории, тенор Андрей Дунаев. 

С первого его выхода стало понятно, что перед нами настоящий мастер, опытный профессионал. Дунаев — обладатель красивого лирического тенора славянского оттенка, очень напоминающего голос самого Сергея Лемешева. Его тембр отличает удивительная теплота, мягкость, изысканность.

Первый романс в его исполнении — «Я вижу образ твой» Александра Алябьева. Эту салонную, казалось бы, вещицу артист смог наполнить личными переживаниями, придать каждому куплету, мотив которого не изменяется, различные эмоциональные оттенки. 

Следом прозвучали два разнохарактерных романса, шедевры Михаила Глинки — «Я здесь, Инезилья» и «Я помню чудное мгновенье». В первом Дунаев придал своему голосу героическо-насмешливые интонации, очень достоверно изображая пылкого испанского любовника, ожидающего свидания со своей милой. Совсем иным настроением было проникнуто второе произведение — нежно-возвышенным, ностальгическим, с легким оттенком грусти. 

Песня певца за сценой из оперы «Рафаэль» — виртуозный номер, основанный на подлинной народной неаполитанской мелодии. Дунаев исполнил его с настоящим вдохновением, очень ярко и экспрессивно.

Отдельный блок из 4 романсов Петра Чайковского певец представил в конце первого отделения. «Хотел бы в единое слово», «В эту лунную ночь», «Мы сидели с тобой», «То было раннею весной» — во всех произведениях артист демонстрировал полную эмоциональную вовлеченность, бережное отношение к фразировке и авторским пометкам, радуя слушателей выразительностью, ровным звучанием во всех регистрах своего голоса. Певцу подвластны и чистая лирика, и острый драматизм. 

Во втором отделении артист представил знаменитый «Не ветер, вея с высоты» Николая Римского Корсакова и «Они отвечали», «Не пой, красавица, при мне» Сергея Рахманинова. Нежность первого сочинения гармонично контрастировала со стремительностью второго. «Они отвечали» — пламенный призыв Рахманинова к любви, и эту тему Дунаев уловил очень верно, он исполнил произведение с абсолютно юношеской пылкостью. «Не пой, красавица, при мне» — восточная элегия, размышление о человеческой жизни, непродолжительности счастья. Этот романс часто исполняют на различных конкурсах и часто можно поразиться, насколько исполнители не понимают, о чем поют. Такой проблемы нет у Андрея Дунаева, который предстал подлинным художником среди большого количества других артистов. Он смог наполнить это сочинение поистине философским смыслом, значением. Его голос звучал то эмоционально наполнено, то абсолютно отрешенно от реальности. Удивительное тонкое и бережное отношение к каждой ноте, к каждому звуку характеризуют этого певца. 

В качестве заключительных номеров Дунаев исполнил два сочинения Георгия Свиридова — ироничный, но с несколько грустноватым подтекстом романс «Мне не жаль, что друг женился» и залихватский «Подъезжая под Ижоры».  

Андрей Дунаев (тенор), Валерия Бушуева (сопрано), Елена Савельева (фортепиано), Александр Водопьянов (ведущий концерта)

Валерия Бушуева — одна из самых известных московских сопрано молодого поколения. Солистка театра «Новая Опера», она знакома меломанам по блистательным выступлениям в главных партиях опер Верди, Доницетти, Массне, Глинки и других композиторов. В этом же концерте она раскрылась как артистка, которая может блистательно исполнять и камерную музыку. Это новое амплуа абсолютно органично вытекает из природы ее голоса — лирико-колоратурного сопрано. Зная хорошо творчество артистки, могу сказать, что русская музыка ей идет особенно и очень жаль, что в театре она пока практически не занята в операх русских композиторов.

Совершенно потрясающим оказался выход певицы, она очень верно подобрала произведение для самого начала своей части в программе концерта. Этим произведением стал романс Антона Аренского «Сад весь в цвету». Словно дивная фея, выпорхнувшая из волшебного сада, Валерия явилась на сцену Малого зала. Голос Бушуевой звучал как волшебный колокольчик, возвещающий приход весны, описывающий все красоты природы и Божьего Света. Удивительная нежность и восторженность жизни слились в тембре артистки, она сама, словно проводник в этот прекрасный мир, предстала на сцене и увела туда всех зрителей. 

Следом мы услышали элегию Сергея Танеева «Когда, кружась, осенние листы» — меланхоличное, печальное произведение. Поменялась и Бушуева — из волшебной феи она превратилась в скорбящую осеннем саду нимфу, вспоминающую о неразделенной любви. 

Далее прозвучали два шедевра Петра Чайковского — «Горними тихо летела душа небесами» и «Скажи, о чем в тени ветвей». 

Легкий, хрустальный, нежный голос Бушуевой очень тонко отражал смысл поэтических строк Алексея Толстого в первом романсе и то, чего хотел добиться композитор. Каждая нота, взятая артисткой, глубоко отзывалась в сердце. Бушуева действительно успокаивала каждого слушателя в зале, она сама словно стала этой душой, которой нужно кого-то пожалеть и утешить. Исполнение получилось невероятно трогательным — видно, что артистка абсолютно искренне увлечена своим делом и погружается в каждое произведение, полностью отдаваясь музыке.   

В следующем сочинении голос Бушуевой окрасился более страстными интонациями, обрел силу, нужную здесь глубину, при этом оставаясь таким же теплым. Сама певица предстала живым воплощением Божественной Любви, неся ее людям. 

Второе отделение открылось любопытным и не широко известным циклом Михаила Ипполитова-Иванова «Пять японских стихотворений», написанным в 1928 году. По правде говоря, в нем совсем не ощущается эта эпоха — цикл написан в достаточно традиционным для конца XIX века музыкальном языке и стиле. Каждая из его частей — тонкая лирическая миниатюра, в которой все внимание сконцентрировано именно на поэтическом тексте, на его сочетании с достаточно скупым и сдержанным аккомпанементом. Главное слово здесь за певицей, которая должна продемонстрировать абсолютно ювелирную, тончайшую работу. Сказанное целиком относится к Бушуевой, которая превзошла саму себя. Она блистательно передала все настроения частей цикла — и радость, и сосредоточенную элегичность, и восторженность от прекраснейшей японской природы. Было отлично слышно каждое слово, певица отнеслась очень аккуратно к композиторскому замыслу, была бережна в распределении звукового баланса, показала нежнейшие и мягкие краски своего голоса. 

Дивную, волшебную «Нимфу» Римского-Корсакова Бушуева пела, наслаждаясь прекрасной музыкой Николая Андреевича, созданным им образом фантастической девы. Очень понравились бережно взятые верхушки, ласкающее,убаюкивающее звучание голоса артистки. Несколько однотипный романс «Редеет облаков летучая гряда» певица исполнила одновременно очень лирично и при этом достаточно эмоционально сдержанно. 

Восторженным настроением был проникнут в исполнении Бушуевой романс Рахманинова «Покинем, милая»  — её голос здесь приобрёл абсолютно бриллиантовое звучание.

Заключительное произведение, которое представила певица в программе концерта— знаменитый «Крысолов». Это очень характерная вещь, где можно показать многообразие возможностей своего вокального инструмента. И певица, конечно, победила абсолютно — интонации ее голоса были проникнуты и сарказмом, и сладостной негой.

Филипп Геллер и Валерия Бушуева

Конечно, концерт не состоялся бы без Елены Савельевой — одного из асов концертмейстерского искусства. Кроме того, что Елена Павловна выстроила всю программу мероприятия, она наполнила подлинной художественностью каждый номер, помогла артистам выстроить концепции сочинений. 

И была совершенно безукоризненна за инструментом — можно было поражаться многообразию тембровых красок рояля, который звучал абсолютно по-разному, выражая всю динамику человеческих эмоций. 

В таком выверенном, точном и при этом живом исполнении просто хочется раствориться, что и сделали вокалисты —  вечер прошел с ощутимым удовольствием и для них, и для публики.