Вечер 20 декабря в электротеатре «Станиславский» выдался праздничный: вокальный ансамбль N’caged отмечал свой юбилей. Одному из ведущих коллективов, исполняющих современную академическую музыку — 10 лет. О концерте на электролестнице рассказывает Мария Гордиевская.
Ровно в 20:20 квартет, в составе которого Арина Зверева, Ольга Россини, Сергей Малинин и Илья Лаптев, появился на сцене в сопровождении бурных аплодисментов. «Ну, тогда постараемся», — в шутку ответили артисты.
Программа вечера сбалансированно сочетала в себе уже полюбившиеся московской публике «хиты» и премьеры. Открыли концерт исполнением USSR Anthem в своеобразной обработке Владимира Раннева, давнего друга ансамбля. К слову, его же произведение — «Белорусские песни» (на тексты Константина Стешика) — звучало и в финале.
Следующие два сочинения в концерте звучали в связи с недавним участием ансамбля в образовательной лаборатории «Голос как инструмент», разработанной основательницей коллектива Ариной Зверевой совместно с Галереей ГРАУНД Солянка — произведения, впервые представленные летом в рамках фестиваля современной музыки а капелла «До и после». Первое из них — «Мой микромир» Анны Ромашковой (текст Евгении Соковой и Полины Тиханковой). Вот что говорит композитор о нём: «В моей пьесе каждый голос проживает свою микрожизнь в микромире, который одновременно и тюрьма, и безопасное убежище. Голоса сосуществуют параллельно, у каждого свой текст и своя мелодическая линия. Иногда миры соприкасаются общими нотами и звучат в унисон, образуя созвучия; иногда просто замечают друг друга на мгновение, но никогда не объединяются».
Из программы того же фестиваля в концерт, посвященный Дню рождения ансамбля, перекочевала и «Собака баскервиллей» Сергея Шестакова на текст Андрея Абаулина. Здесь — и некоторая абсурдность текста, и гармоничное многоголосие, соседствующие с речитативными эпизодами и звукоизобразительностью.
Не обошлось без «музыкальных подарков»: специально для N’caged Ольга Раева написала «Русские стихи», мировая премьера которых состоялась 2 месяца назад в Зарядье. В цикле объединены тексты 8 поэтов: православного богослова Григория Сковороды, трёх поэтов 19 века— Пушкина, Толстого и Некрасова, и четырёх поэтов прошлого столетия: Марии Петровых, Всеволода Некрасова, Александра Кушнера и Нины Искренко. По высказыванию самой Ольги Раевой, в цикле воплощены «большинство жанров русской вокальной музыки, от партесного концерта, гетерофонного “народного” пения и русского романса до советской песни и даже музыкального театра 80-х-90-х гг». Особенно цепляла пушкинская «Буря», исполненная шёпотом в виде ритмодекламации и украшенная фоном из народного многоголосия.
Ещё одно сочинение, звучавшее в тот вечер впервые — Continental divide Станислава Фролова, участника XII Международной академии молодых композиторов в Чайковском. «Я вслед за поэтом иду туда, куда большинство современных художников боится идти — в человеческое, хаос, называемый любовью — глубоко, беззастенчиво и без оглядки назад. Я пытаюсь отразить внутренний мир человека, переживающего насилие, любовь к другому и принятие смертности этой любви», — говорит о нём автор.
В честь праздника гостей ждало и своеобразное афтепати: после окончания концерта артисты переместились в холл театра и исполнили ещё одну премьеру — «Ленин: Маркс» Александра Белоусова. Так образовалась арка из сочинений, будто бы не совсем подходящих для праздничного концерта. Но почему программа оказалась выстроенной именно так — осталось загадкой для слушателей.
Так или иначе, N’caged в очередной раз продемонстрировали своё безупречное владение множеством вокальных техник, показали интерес к современной отечественной музыке, в том числе к её новым направлениям, например, тихой музыке.