Автор: Алиса Алексеева

Рецепт джема «классического»

Вот и состоялся второй проект, приуроченный к конкурсу-шоу «ИмпроКлассик».  Позади  мастер-класс известного джазового пианиста и композитора Валерия Гроховского.

Парная импровизация дело сложное, особенно, если речь идёт об игре с незнакомым музыкантом, о стиле и вкусах которого ты не имеешь ни малейшего представления. Но творить и музицировать хочется. Желательно при этом чувствовать себя максимально комфортно и ничего не бояться, ведь всё лучшее рождается совершенно спонтанно.

Для того, чтобы попрактиковаться и быть готовым вступить в борьбу за первенство (в конкурсе «ИмпроКлассик» задание на парную игру есть), организаторы подарили будущим конкурсантам и всем желающим прекрасную возможность поджемить под руководством наставника Валерия Александровича Гроховского – человека, знающего об импровизации в стилях абсолютно всё. На протяжении многих лет талантливый исполнитель и интерпретатор, педагог и «музыкальный философ», живёт на два континента. Возможность пообщаться, проявить себя и получить дельный совет, большая удача для молодого исполнителя.

О том, как именно пройдёт встреча, до конца не знал никто: дело мы имеем не с джазом (было бы все слишком просто), а с музыкой академической. Приемлет ли она мгновенные творческие решения? Вполне. Для тех, кто не видел выступления конкурсантов в прошлом году, интрига осталась лишь интригой и превзошла все ожидания, ведь получилось всё просто замечательно.

В зале собралось немало инструменталистов-энтузиастов, на сцену «вынесли» всё, что только смогли: кларнет, трубу и даже моринхур (монгольский смычковый инструмент удивительного звучания). За полтора часа сплочённой игры, на сцене «родились» и воздушный саундтрек к фильму, и импровизации в стиле романтиков, и довольно жёсткий пугающий авангард, пусть и не блестяще сыгранный. Как только что-то шло не так, Валерий Александрович «выкидывал» одного из музыкантов и садился за рояль сам: именно в эти моменты звучание максимально приближалось к эталонному, мы просто не могли поверить в то, что на пюпитрах не стоят ноты.

Так в чём же был секрет успеха? Или же причина неудачи? Ответ оказался довольно простым: в том, насколько хорошо ты слышишь своего партнера, уважаешь его вкусы и, возможно, даже готов чем-то пожертвовать ради хорошего результата. Звучит слишком очевидно? Оказывается, что этот навык надо оттачивать и оттачивать, чем участники и занимались на протяжении всего воркшопа. Вот что говорит сам Гроховский о проблемах исполнителей:

«Самое ужасное – что современные музыканты не всегда слышат друг друга. Категорически нельзя пренебрегать мнением тех, с кем ты играешь. Импровизация это очень демократичный процесс, и он просто не сможет существовать, если вы не будете слушать другого человека».

Для того, чтобы раскрепостить участников, Гроховский прибегал и к шуткам, и к иронии, и к сократической беседе вперемежку с интересными заданиями. Музыканты должны были рассказать друг другу «свою историю» без помощи слов, поиграть в разных темпах и с разным характером, «побеседовать» за инструментом. 

Гроховский дал музыкантам немало советов по тому, как же все таки сделать коллективную импровизацию удачной. Вот лишь некоторые из них:

«Слушайте записи А.Тэйтума разных годов, если вы вдруг этого еще не сделали. Желательно, сначала сольное исполнение, затем с другими музыкантами. Мне кажется, что в дуэтах Тэйтум немного не в балансе»

«Допустим, вы нашли единомышленника, знайте,-  с ним вы должны быть очень аккуратны и бережны. Даже если ваши мнения расходятся, вы всегда должны приходить к консенсусу, главное уметь договориться с самим собой, это очень важный навык»

«Если другой музыкант почувствует красоту вашей идеи, он обязательно начнет её развивать. Но возможно это только в том случае, если во время игры царит идеальное взаимопонимание. В семейной жизни это умение предоставить своему партнеру пространство для его личных идей, креатива, не нарушать границы этого пространства».

Ξ «Поэт в России — больше, чем поэт…»

6 ноября в Большом зале Московской консерватории состоится вечер памяти Евгения Евтушенко. РНО вместе с Кириллом Карабицем и сводным мужским хором Академии им. Попова постараются воссоздать один из самых важных дней в жизни поэта.

Мы не ревем, мы танцуем

12 ноября в Государственном музее им. А.С. Пушкина пройдёт концерт «Великий Гетсби». Чарующая музыка Гершвина, Андерсона и Молинелли перенесут нас в легендарные ревущие двадцатые. Мероприятие состоится при поддержке фонда Belcanto.

Ξ «Страсти по Толстому» разыграются в Большом зале Московской консерватории

4 октября творческая мастерская Сергея Михалкова представит в Большом зале Московской консерватории концерт с возвышенным названием “Страсти по Толстому. Крейцерова соната”. Он станет первым событием, посвященным 190-летию со дня рождения великого русского писателя, которое в России будут отмечать в 2018 году.

Провокационная, окутанная пеленой слухов и критики, «Крейцерова соната» — произведение, идеальное для того, чтобы поставить моноспектакль и соединить его с одноименным бетховенским опусом. По замыслу Михалкова, отрывки из «по-симфонически» длинной сонаты будут проиллюстрированы монологами Василия Позднышева, рассказчика и главного героя. Грешник и ненавистник разврата, убийца-искатель чистоты и правды, раскроет самые укромные уголки своей мечущейся души. В его роли выступит Антон Стреляев, выпускник ВГИКа, студент мастерской Михалкова, уверенно покоряющий московские театральные площадки. Музыкальное сопровождение прозвучит в исполнении Давида Ардуханяна (скрипка) и Анны Айрапетянц (фортепиано).

Решение исполнить программу в БЗК — символично. Однажды Николай Рубинштейн, основатель московской консерватории, по просьбе Толстого рандомно назвал самое удачное сочинение в жанре фортепианно-скрипичного дуэта. С тех пор, Толстой, Бетховен и Рубинштейн оказались неразрывно связаны, а повесть получила свое название.

В качестве бонуса зрители получат опус 131 Бетховена в эталонном исполнении «Atrium Quartet», коллектива, не просто специализирующегося на музыке венского классика, но и удостоенного множества ценных премий и наград, в том числе –  Editor’s choice ноябрьского журнала «Gramophone» за 2008 год. Помимо этого, «Atrium…» – группа неимоверно  харизматичных музыкантов-универсалов, отлично вписывающихся как в ландшафт высоких ренессансных полотен виссембургского фестиваля, так и в ролик-баттл «Brahms vs Tchaikovsky» на ютубе. К нам квартет приезжает редко, большую часть творческой деятельности проводит в Германии. 4 октября у нас появится отличная возможность наконец услышать их.

Билеты приобретайте в кассе консерватории.