14 апреля в Малом зале Зарядье прошел концерт «Музыка вечных слов». Это двенадцатый вечер в рамках цикла концертов «Музыка нашего времени», посвященного современному вокальному искусству. 

Основатель проекта — концертмейстер Московской консерватории Карина Погосбекова. Чувствуя необходимость в оказании поддержки творчеству современных композиторов и вокалистов, с 2019 года она руководит проектом «Музыка нашего времени». Последние несколько лет мероприятие проводят на двух площадках: в Рахманиновском зале Консерватории и в Зале Зарядье. 

Сочинения нынешнего концерта были написаны на стихи русских поэтов Серебряного века. Некоторые из произведений звучали впервые.  

Вечер открылся московской премьерой миниатюры Анны Кузьминой «70 тактов» на стихи Анны Ахматовой. Сочинение было написано для конкурса, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне; количество тактов совпало с юбилейным числом, поэтому произведение получило такое название. С этим номером выступили солистка Мариинского театра Пелагея Куренная (сопрано) и Андрей Березин (виолончель), партию фортепиано исполнила Карина Погосбекова. Главным было слово: вокалистка расставила тонкие смысловые акценты в предложениях и тщательно проговорила все звуки в словах. Партия виолончели звучала довольно резко и доставляла дискомфорт, ассоциируясь со скрежетом металла по стеклу. Такой звук появляется, когда исполнитель ведет смычок близко к подставке, но это не вина музыканта, а прихоть партитуры.

Следующая премьера — мировая. Прозвучало сочинение «В густой траве» на стихи Александра Блока, написанное Иваном Соколовым. «Я считаю, что стихотворение в романсе — это бриллиант, а музыка, которую пишу именно я — это его огранка, то, куда бриллиант вставляется», — сказал композитор во вступительном слове. И действительно: вокальная партия в исполнении солистки Камерной сцены Большого театра меццо-сопрано Ольги Дейнеки-Бостон вышла на первый план, ведя за собой инструмент. Фортепиано поддерживало солистку: звучали переклички и отголоски, похожие на эхо, а также октавные дублировки вокальной темы. Выступление в целом получилось удачным; единственный недостаток — нехватка эмоционального контакта певицы со зрителями из-за исполнения произведения по нотам. 

Среди вокалистов особенно выделилась студентка Московской консерватории Вероника Мешкова (сопрано). Она исполнила цикл Сергея Слонимского «Семь романсов» на стихи Анны Ахматовой, и этот номер стал, пожалуй, самым притягательным в концерте. Выступление певицы было невероятно артистичным. За счет эмоций она смогла раскрыть всё разнообразие настроений романсов цикла. При этом техническая сторона исполнения не пострадала: интонационная чистота и ясность слов остались на высоком уровне. Концертмейстер Карина Погосбекова прекрасно справилась со своими задачами, но то ли из-за особенностей инструмента, то ли из-за не подходящей для исполняемой музыки акустики, звук рояля был плоским и глухим, иногда солисту просто не хватало поддержки инструмента. 

Завершился концерт произведением Михаила Броннера «Душа хотела б быть звездой», в основе которого —  пять стихотворений Фёдора Тютчева. Исполнил цикл Хор студентов Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова — постоянный участник проекта «Музыка нашего времени». Задача перед коллективом и его руководителем Еленой Бессоновой стояла сложная, так как смысл текстов Тютчева глубоко философский; стихотворения полны тонких наблюдений за природой и человеческими чувствами. Партитура требует стройного и динамически разнообразного исполнения, с чем вокалисты по большей части справились. Плавный дирижерский жест Елены Бессоновой безукоризненно объединял хор. Коллектив продемонстрировал хорошее интонирование и довольно четкое звучание, что позволило передать всю глубину эмоций, заложенных в произведении. 

Фото — Ирина Шымчак