10 сентября в рамках Восьмого фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку» на Новой сцене Большого театра состоялась московская премьера балета «Война и мир». Спектакль на музыку Вячеслава Овчинникова создал выдающийся балетмейстер Андрей Петров, который скончался незадолго до выхода постановки. Балет завершили художественный руководитель Донбасс Оперы Вадим Писарев и продюсер спектакля Айдар Шайдуллин — без него «Война и мир» точно бы не состоялась. Постановку реализовали Донбасс Опера, Марийский театр оперы и балета с участием артистов «Кремлёвского балета». Итоговый результат очаровал московскую публику.
Спектакль производит впечатление цельного, продуманного и необыкновенно красивого произведения. Масштаб увиденного зашкаливает: особенно это касается визуальной стороны, ведь в спектакле 46 картин — соответственно, столько же раз меняются декорации! Блистательная работа художника Григория Белова вызывает истинное восхищение: он воскресил на сцене подлинный XIX век во всей его правдоподобности. Даже искушённый зритель будет поражён многообразием деталей, будь то копии картин знаменитых русских живописцев в доме Ростовых или внезапно появившиеся перед глазами зрителей полчища павших в войне, к которым присоединяется Андрей Болконский (эти чудеса возникают благодаря использованию видеопроекций).
С хореографической точки зрения балет, несомненно, удался. В нем найден грамотный баланс между танцем и пантомимой, батальными и романтическими эпизодами. Вадим Писарев сказал: «Этот спектакль — про любовь». Ведь это великое чувство всегда с нами, и оно помогает пережить все, даже войну. Спектакль заканчивается сценой, прославляющей настоящую и безграничную любовь. Мы видим воссоединившиеся пары, среди которых Николай Ростов и княжна Марья, Наташа Ростова с Пьером Безуховым.
Видно, что артисты выкладываются на все сто. В постановке задействовано около 200 участников — и каждый вносит свою лепту, частицу собственной энергии. Каждый герой обладает выразительным и неповторимом рисунком роли. В этом заслуга и хореографов, и исполнителей. Наполеону (Роман Белгородский), мечтающему властвовать над Россией, рисунок пластики которого острый и нервный, противостоит мощная фигура Кутузова (Артём Васильев) — опытного полководца и мудрого человека. Его образ в основном раскрывается актерскими средствами.
По замыслу Андрея Петрова в балете появляется отсутствующая в романе героиня — Война (Дарья Донцова), сеющая раздор, бездушие и отрицание любви. Обратила на себя внимание утонченная соблазнительница Элен (Анастасия Никольская) , которая чуть не затянула в пучину разврата Пьера (Михаил Евгенов). Этому герою не занимать внутреннего обаяния и удивительной душевной теплоты, которая скрывается под внешней закомплексованностью и скромностью.
Несомненно, открытием стала Наташа Ростова в исполнении Екатерины Первушиной. Танцовщица насытила образ искренними интонациями и подлинным трагизмом, убедительно показав духовный рост своей героини.
Московская публика встретила спектакль горячими и продолжительными овациями — труд артистов, репетирующих каждый день под обстрелами, заслуживает отдельного уважения. Но главное — мы все стали свидетелями рождения уникального балета, аналогов которому нет. Отдельный повод для гордости — сплочённость трёх разных коллективов, которые создали этот потрясающий спектакль. Честь им и хвала!
Балет «Война и мир» ждут гастроли по городам России. Покажут балет и в Северной столице на сцене Мариинского театра.
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.