25 февраля в Рахманиновском зале московской консерватории состоялся концерт пианистки Полины Федотовой. В программе прозвучали произведения С. В. Рахманинова, А. Н. Александрова и Н. Н. Черепнина. На вечере, где была исполнена столь интересная программа, побывала Елизавета Сафронова.
В чём же уникальность программы, исполненной в рахманиновском зале? Соната си-минор А. Н. Александрова — не самая популярная вещь среди пианистов, как и 14 эскизов для фортепиано Н. Черепнина. Такие редко исполняемые произведения познакомили слушателя ближе с миром русской музыки. Соната Александрова не так проста для восприятия. И нужен особый контакт между исполнителем и зрителем, чтобы музыка до конца была услышана. Этот контакт был. Во время звучания программы в зрительном зале стояла почтительная тишина, в которой страшно проронить звук, чтобы её не прервать. Даже между прелюдиями С. В. Рахманинова, которые также были исполнены в первом отделении, зрители не аплодировали, словно боясь нарушить ту невероятную атмосферу, царившую в зале. Полина Федотова по-настоящему смогла завоевать интерес слушателя и буквально завладела вниманием каждого. Одно из самых известных сочинений op. 23 Рахманинова — это прелюдия соль минор. Она действительно популярна в исполнительской практике и очень часто её можно услышать на различных концертах. Но в интерпретации Полины Федотовой она словно обрела вторую жизнь. Сперва казалось, что пианистка взяла довольно медленный темп, но это звучало не мучительно, а как-то завораживающе и даже магически.
Сочинения op. 23 — это Рахманинов периода второго фортепианного концерта. Это лирика и свет. И именно так была исполнена Си-бемоль мажорная прелюдия. Феноменальная техника Полины Федотовой произвела неизгладимое впечатление. С невероятной скоростью проносящиеся пассажи были блестяще исполнены, что создало ощущение абсолютной свободы и непрерывности повествования. Аккорды прозвучали мощно, а в лирической части музыку наполняли мечтательность и поэтичность. Многое в характере звучания было выражено благодаря подаче исполнительницы, с большим мастерством воплотившей все тонкости исполнения.
Во втором отделении вечера зрителей ждал настоящий эксклюзив — 14 эскизов для фортепиано к русской «Азбуке в картинках» А. Бенуа. Имя композитора Н. Н. Черепнина долгое время находилось почти в полном забвении, хотя его личность в начале XX века в России была исключительно яркой и значительной. Из всех иллюстраций Бенуа композитор выбрал лишь 14. И в своём цикле он не следует алфавитному порядку, а создаёт внутренние смысловые и тональные связи между пьесами.
Цикл открывается пьесой «Арап», которая начинается эффектным аккордовым скачком на секунду. Пианистке в полной мере удалось изобразить веселого, смешного арапчонка, который пустился в диковатый, подвижный танец.
Самым драматичным произведением цикла считается пьеса «Сласти». На картине изображено изобилие разнообразных сластей, однако есть нечто настораживающее. Для полного понимания и погружения в произведение на экране были изображены иллюстрации А. Бенуа к каждой букве.
После бурных оваций Полина Федотова просто не могла уйти без исполнения на бис. Им стала прелюдия соль-диез минор юбиляра прошлого года, С. В. Рахманинова.
Произведения, которые выбрала пианистка для своей программы, столь уникальны и неповторимы, как и сама исполнительница. Для неё рояль — это проводник на сцене, и действительно, вместе с инструментом они кажутся единым целым.