Первая секция Международной научной конференции «МУЗЫКАЛЬНАЯ НАУКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ. МУЗЫКОВЕДЕНИЕ И ВЫЗОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХИ» открылась серией докладов на тему «ДИСКУРС СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: PRO ET CONTRA».

Спикеры из разных городов России подошли к обсуждению этой проблематики с разных сторон. Кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории Елена Владимировна Ровенко рассказала о концепции La longue durée Фернана Броделя и новейшей искусствоведческой методологии. Основана эта методология на психологических составляющих музыкальной науки. Одна из важных тем, затронутых в докладе Елены Владимировны, – связь музыки как временного искусства с событиями мировой истории.

Е. В. Ровенко

Выступление Константина Анатольевича Жабинского, представлявшего Ростовскую консерваторию им. Рахманинова, было посвящено творческому наследию Р. Воана-Уильямса в музыкальном мире выдающегося филолога, культуролога и искусствоведа А. В. Михайлова. В частности, рассматривался один из «вечных» вопросов искусствознания – взаимосвязь музыки и слова.

К. А. Жабинский

Татьяна Борисовна Сиднева (доктор культурологии, профессор, проректор по научной работе Нижегородской консерватории) представила доклад на тему: «Межпарадигмальность как состояние современной музыкальной культуры». Итогом ее рассуждений стала мысль о том, что «смешение парадигм есть неизбежная часть научной революции, необходимая для создания чего-то нового».

Т. Б. Сиднева

Доктор философских наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Беларусь Иван Иванович Антонович раскрыл связь искусства и стремления к знаниям в своём докладе «Развлечение (entertainment) как критерий успеха культурного творчества общества эпохи постмодерна».

Следующее выступление конференции состоялось в онлайн режиме.
Из Петербурга на связь вышел Александр Сергеевич Клюев, доктор философских наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. Герцена. Тема его доклада «Игра в музыку: доколе?» взбудоражила слушателей. Александру Сергеевичу удалось затронуть больной для многих музыковедов вопрос: можно ли считать искусством творчество современных композиторов? Сейчас всё большую популярность приобретают весьма далекие от академизма произведения, являющиеся по своей сути «игрой в музыку». Однако докладчик успокоил слушателей, заявив о том, что «хорошую музыку» продолжают писать. Вот только современное общество об этом плохо информировано.

С этого момента конференция взяла курс на современность. Юлия Всеволодовна Михеева (доктор искусствоведения, заведующая отделом междисциплинарных исследований киноискусства НИИ киноискусства ВГИКа) представила доклад на тему «Мультикультурализм и транскультурализм как тенденции современной киномузыки».

Следующее выступление – «Джазинг эры свинга: pro et contra» – было посвящено вопросу взаимоотношений джазовой и академической музыки.  Кандидат искусствоведения, доцент РАМ им. Гнесиных Инга Александровна Преснякова рассказала целую историю о джазинге классических произведений в прошлом столетии. Доклад иллюстрировался джазовыми обработками золотого фонда классики, которые вызывали улыбки на лицах слушателей.

И. А. Преснякова

Завершением первого дня конференции стало выступление кандидата искусствоведения, доцента, и. о. проректора по научной работе Новосибирской консерватории Юлии Владимировны Антиповой. В ее докладе «Феномен фриковости на российской эстраде: к изучению проблемы» удачно сочетались развлекательность и познавательность. Юлия Владимировна рассказала о том, как маргинальная музыка со временем становилась основой шоу бизнеса и на примерах российских звёзд объяснила, почему так произошло.

Ю. В. Антипова

В итоге за несколько часов интеллектуального марафона перед участниками и слушателями конференции предстала целая панорама тенденций современного музыкального искусства. Однозначно ответить на вопрос, в какую сторону оно сейчас движется, сложно. Ясно одно: музыкальная культура эволюционирует в вместе с обществом, отвечая на его запросы. А что будет с ними –  покажет время.

Фото: Дарья Кинякина