7 мая на Малой сцене Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко прошёл концерт «К юбилею Брамса».

Организация этого концерта и воплощение его идеи началось с одной интересной истории. Около 15 лет назад маэстро Феликс Коробов отправился по работе в Гамбург. В свой единственный выходной, который выпал на 7 мая, он решил попасть в Музей Иоганесса Брамса. К его удивлению, он был первым посетителем, хотя на часах уже было 17:00.

Рабочий музея, мужчина преклонных лет, пообещал себе, что с первым посетителем он разопьет бутылку шампанского. Так началось празднование дня рождения великого композитора. За приятной беседой небольшая компания поужинала в этом же музее из столового сервиза самого Брамса.

Дата рождения композитора навсегда закрепилась в памяти Коробова. В этом году у Иоганнеса Брамса юбилей  – 190 лет. Дирижер решил назначить праздник на Малой сцене родного театра.

Достаточно компактный по времени концерт включал в себя произведения разных жанров: музыка для оркестра и камерно-инструментального состава, а также вокальные и хоровые сочинения.

Финал этого вечера был интересным. В исполнении Петра Лаула (фортепиано), ученика Феликса Коробова, Федора Безносикова (скрипка), Марии Тепляковой (альт) и Натальи Кислициной (виолончель) прозвучал фортепианный квартет соль минор op. 25, № 1.

Сочинение из четырех частей было сыграно на высоком профессиональном уровне: слаженный коллектив, прекрасное звучание, искреннее исполнение.

Особенно впечатлил пианист, который чутко извлекал из инструмента каждую ноту. Пиано в его руках звучит по-особенному нежно, мягко, бархатно.

Также он выступил совместно с  сопрано Натальей Петрожицкой. Они порадовали слушателей пятью романсами: «Радость жизни», «Верное сердце», «Уныние», «Как сирень расцветает любовь моя» и всеми известная «Колыбельная песнь», которая по-особому была привлекательна, ведь публика всегда любит хиты. Музыкантами она была сыграна очень тонко.

Оркестр театра совместно с Камерным хором Московской консерватории (художественный руководитель – Александр Соловьев) и вокалистками исполнили два разнохарактерных произведения. Первым прозвучала Рапсодия для альта, мужского хора и оркестра op. 53. Вокальную партию спела Лариса Андреева, солистка оперной труппы театра. Это скорбное, драматичное сочинение связано с личными душевными переживаниями Брамса.

Оркестр играл очень проникновенно. Мужской хор, который вступает в конце рапсодии, добавил нотку трагичности за счет мощной, сильной мелодической линии.

Второй номер — вальсы из сборников «Песни любви» op. 52 и «Новые песни любви» op. 65.

Солисткой выступила Мария Макеева, которая исполнила свою партию в одном из вальсов. В основном внимание слушателя было направлено на Камерный смешанный хор и оркестр. Миниатюрные вальсы, многие из которых длились меньше минуты, бесспорно, украсили концерт: симпатичные, жизнерадостные, каждый со своей изюминкой.

Гости остались довольны, а значит, праздник удался. Пускай и в последующие годы дни рождения таких значимых для нас композиторов, как Иоганнес Брамс, будут проходить душевно в кругу близких людей, и не только в Москве, но и в Гамбурге.

Фотографии – Сергей Родионов