На новой сцене Большого театра прошел неординарный шахматный турнир. Основой этой партии стала опера Ефрема Подгайца «Алиса в Зазеркалье», либретто к которой написал Владимир Орёл.

С 8 сентября по 13 декабря проходит VIII фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку». На гастроли в столицу приехали коллективы из разных регионов. Среди них — Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр «Зазеркалье». Он участвует в фестивале уже не первый год, но этот сезон стал особенным, так как посвящен 35-летнему юбилею «Зазеркалья». Труппа покажет сразу три новых спектакля: «Пиковую даму» Петра Ильича Чайковского, «Отелло» Джузеппе Верди и оперу-сновидение для всей семьи «Алису в зазеркалье» Ефрема Подгайца. Название оперы перекликается с названием самого театра, которое ссылается на парадоксальную философию Льюиса Кэрролла. Сказки этого писателя, также как и спектакли «Зазеркалья», предназначены для аудитории любого возраста, наполнены глубоким смыслом и своеобразными идеями. Опера Подгайца уже исполнялась в 1993 году и позже неоднократно возобновлялась. Она стала неотъемлемой частью творческой жизни коллектива. Эта постановка типична для репертуара театра, но в то же время является его изюминкой.

Наша «Алиса» начинается выходом лакея, роль которого исполняет Виталий Гордиенко. Он предстаёт перед нами в элегантном фраке, а затем … снимает свою голову с плеч и ставит её на стол. После этого уже отдельно стоящая голова начинает дальнейшее повествование. Это мистер Филбрик — лакей, следующий за главной героиней вместе со своим телом. Он единственный не поёт, а повествует, объясняет зрителям и Алисе происходящее вокруг. Затем героиня проваливается в Зазеркалье. Этот момент сопровождается магическим звучанием оркестра, имитирующем бой курантов. Это происходит благодаря партии ксилофона и глиссандо арфы, что помогает перенестись в сказочный мир чудес и небылиц. Там главная героиня встречает Чёрного короля, которого исполнил Юрий Васильев, и королеву, в образе которой была Заслуженная артистка РФ Елена Терновая. Они появляются в сопровождении свиты, состоящей из восьми пешек. Звучание музыки становится более мощным и напряженным: резко меняется ритмический рисунок, который теперь представляет собой марш, а также динамическая и тембровая окраски, которые соответсвенно становятся громче и ниже по звучанию, что передает жёсткий и властный характер главных антагонистов оперы.

После встречи с чёрной половиной Зазеркалья Алиса отправляется к краю шахматной доски, для того чтобы стать королевой. На своем пути главная героиня встречает множество необычных существ: она попадает в Зазеркальный сад, где знакомится с живыми цветами, танцует и поет вместе с ними. Ей удаётся перелететь с клетки на клетку с помощью насекомого Саранчашки и повстречать Шалтая-Болтая — персонажа в пижаме из огромного яйца, периодически моргающего своими кукольными глазами (в этой опере логика не важна. На вопросы, что? как? почему? каждый ответит по-разному, и любое объяснение окажется правильным). Лишь он мог сказать Алисе, как добраться до заветной короны, но его единственное занятие, сон, помешало героине. Роль Шалтая-Болтая прекрасно сыграл лауреат международных конкурсов Александр Подмешальский. Все эти персонажи помогают девочке дойти до последней клетки, пряча и оберегая её от Чёрной королевы.

Каждый герой сказки имеет свои особенности, но главной всегда останется Алиса, партию которой исполнила Екатерина Ефимова. Певице удалось создать образ ребёнка. На сцене она — маленькая девочка, любознательная, озорная и добрая. Мощный голос, актёрская игра высочайшего уровня — этим Екатерина завлекала зрителей в «Зазеркалье». 

Оркестр под управлением дирижера Петра Максимова звучал впечатляюще. То, с какой точностью были переданы настроения сцен и характеры персонажей завораживает. Особо виртуозно лейтмотивы персонажей передавала струнная группа. Их взлетающие пассажи и насыщенная динамика завораживала. Сама музыка, написанная Подгайцем, программна и очень структурирована, дирижер справляется с передачей этих характеристик, что позволяет прочувствовать тесный контакт с персонажами. Хоровые элементы, в свою очередь, обогащали музыкальную ткань произведения на кульминационных моментах оперы. То, как сплетались подзвученные голоса и живой звук артистов было завораживающим и по-настоящему душевным. Особенно ярко хор прозвучал в конце оперы во время поклона. Он стал торжественным и незабываемым завершением постановки.

Вместе с Музыкальным руководителем Анатолием Рыбалко и режиссёром-постановщиком Александром Петровым труппа из Санкт-Петербурга подарила веру в то, что не только дети, но и взрослые, «сэры в котелках», могут попасть в самую удивительную страну — Зазеркалье. 

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.