В Гнесинке прошел мастер-класс руководителя отдела специальных медиапроектов Московской филармонии Алексея Королева. Мероприятие организовано кафедрой музыкальной журналистики.

Сегодня вечером в Московской филармонии грандиозный концерт. Мы ждали его целый год (а кажется, что вечность). Дирижер  – Валерий Гергиев, на сцене  – наши любимые рахманиновские «Симфонические танцы», в шкафу – новый наряд к такому значимому событию… 

Не тратьте время на попытку продать место в партере в чатах Телеграма  – до концерта осталось полчаса. Лучше включите его прямой эфир! А продюсер прямых трансляций филармонии Алексей Королев, которого вы на сцене не увидите, сделает всё за кадром так, чтобы ваша душа излечилась от ран. 

Спустя пару дней, 14 октября, Алексей Королев вошел в переполненную аудиторию Российской академии музыки им. Гнесиных. Взглянув на студентов-журналистов и других гостей мастер-класса, сказал: «Я немножко волнуюсь, мне очень нужна ваша обратная связь». Наверное, эти слова подействовали на всех, включая самого Алексея, особенно после того, как на его воротник в начале встречи прикрепили микрофон-петличку. (Оно и понятно: для журналиста записать в хорошем качестве советы мастера  – ценность, а для героя  – момент стресса).

Окончив Академию по классу скрипки в конце 1990-х, сейчас Алексей Юрьевич занимается прямыми трансляциями концертов.

В начале встречи Алексей рассказал о своем опыте на телеканале «Культура»: «Первым моим впечатлением было посещение ПТСки (передвижная телевизионная станция — прим. авт.). Ощущение полного хаоса: что успеем, то возьмем, как сможем  – так и смонтируем. Раньше так и было: никто особо не снимал и не предлагал классической музыки». 

Встреча была спонтанной, живой и интересной  – смотрели неудачные съемки, разгадывали загадки и даже рисовали. А еще анализировали удачные видео, которых Алексей Юрьевич показывал много. 

«Отличить хорошую съемку от плохой мы можем. Очень хорошую от просто хорошей сложнее, а ещё сложнее отличить хорошую съемку от “потрясающей”. Но зрителю она подсознательно видна. Ну и в бюджете это видно!»  – уверен Королёв. 

Встреча длилась два часа  – а информации для рефлексии осталось на полгода. Будто бы играючи и очень понятно Алексей в деталях рассказал о том, как работает режиссер прямых трансляций: что кому вовремя сказать, где показать, а где крикнуть (если надо). Эта «кухня» профессии была интересна всем участникам мастер-класса  – вопросов задавали  много. Не меньше было интересных цитат Алексея Юрьевича. «Чтобы хорошо снимать произведение, надо его сначала полюбить». 

Наверное, о любви наш гость знает всё, потому что показанные им фрагменты прямых эфиров концертов Филармонии были очень хороши: возникло четкое ощущение, что запись смонтирована заранее, что это не прямая трансляция. Такой результат требует большого мастерства и, конечно, великолепной сплоченности всей команды.

«Что мне всегда хотелось видеть в съемке — как из стационарного оркестра выходит нечто живое и подвижное».

Не менее живыми и подвижными были участники мастер-класса в конце встречи, ведь после всех квестов их ждал ещё один (уже не второй и не третий за эти два часа) – пожалуй, самый интересный. На этот раз надо было представить себя в роли режиссера прямой трансляции и от души разрисовать распечатанные партитуры маркером. На что будет обращен объектив камеры сейчас? А через полсекунды? Алексей включил аудио, а участники взяли в руки маркеры. 

Это было похоже на гонку или на часовую пробежку в спортзале. Теперь понятно, почему Алексей Юрьевич в такой хорошей форме! Надо было в прямом эфире и думать, и смотреть наперед, и предсказывать. И, наверное, быть немного экстрасенсом. Вышло здорово, правда, до конца партитуры дошли не все.

В общем, мастер-класс прошел на ура!