Одна из важных составляющих музыковедения – анализ многочисленных либретто и текстовых основ произведений. Немаловажную роль в понимании задумки композитора также играют письма, оставленные при жизни. Подобного материала, на самом деле, так много, что до сих пор в архивах находят новые детали сложной головоломки. Однако возникает вопрос: какие же именно тексты попадают в круг интересов исследователей? И есть ли вообще смысл анализировать, например, современные композиции? Ведь большая часть из них не представляет какой-либо ценности.

Хорошо, что почти всегда можно найти исключение.

Среди многих артистов, на мой взгляд, в этом плане выделяется pyrokinesis. Дело в том, что в своем творчестве он делает упор именно на текстовую составляющую – хоть и не забывает про мелодии, конечно же. Он сам не раз заявлял, что обязательно вкладывает в каждый свой трек какую-либо идею, при этом оставляя ее концептуальной. Так у слушателя остается пространство для воображения: каждый волен понимать скрытые смыслы тем или иным образом в зависимости от собственного опыта и кругозора.

Подобных примеров слишком много, а потому – остановимся на нескольких из них.

Последний трек, который выпустил pyrokinesis, связан с его авторским циклом «Final Fantasy». Именно в нем, учитывая некоторые особенности, сильнее всего выражено то, что тексты зачастую исполнителем ценятся несколько больше, чем мелодия. Это серия песен-рассказов, которые не укладываются в рамки одной лишь музыки. Практически к каждой из них прилагается тщательно прорисованная карта, силуэты персонажей и небольшие приложения в виде текста, связанные с тем или иным сюжетом. За этим очень интересно наблюдать хотя бы потому, что с каждым разом открывается новая часть огромной истории. На первый взгляд, конечно, треки не столь очевидным образом связаны между собой – однако если присмотреться немного внимательней, можно найти нити, соединяющие историю воедино. Иногда они менее очевидны, иногда – более. Настолько, что пропустить их невозможно.

Одна из таких очевидных линий – тема несчастной любви, в которой так или иначе участвуют боги. Именно к ней относится последний релиз, упомянутый ранее.

Три трека, каждый из которых разделяет перерыв в несколько лет, схожи не только проблематикой, но и названием: «Легенда о Боге смерти», «Легенда о Богине Гроз», «Легенда о Богине мечей». Кажется, здесь всё достаточно понятно, верно? Очевидно, что речь идет о конкретных личностях и событиях, которые с ними связаны. Обычно что-то подобное превращается в героические предания, истории о создании новых государств, рождении Богов и так далее. Но почему же, на мой взгляд, именно тема любви – пусть и не счастливой – является основой для всех историй? Всё просто. В каждом конкретном случае именно это чувство становится основой практически для всех поступков героев. По сути, именно любовь двигает сюжет.

Разберемся в этом немного подробнее.

«Легенда о Боге смерти» – самый ранний трек из этого триптиха. Его релиз состоялся 16 апреля 2019 года. Интересно то, что рассказ, связанный с треком, и его текст сильно отличаются друг от друга по смыслу. Эта маленькая деталь намекает на то, что за тысячи лет легенды так или иначе искажаются, а иногда и вовсе пропадают с течением времени. В первом случае мама рассказывает дочери Элли сказку о прекрасной Королеве и ее прекрасном саде, которому позавидовал пролетавший мимо Бог Смерти. Когда он увидел нежные розы, его темная душа всколыхнулась еще большей ненавистью ко всему живому, чем прежде. Он обратился черным цветком, чтобы обманом заманить Королеву в ловушку и забрать ее в свой темный замок на вершине мрачной горы. С его исчезновением погиб и прекрасный сад. Позже Король, не сумевший смириться с исчезновением жены, бросил вызов жестокому Богу и с помощью других Богов сумел сразить коварного похитителя. Любовь помогла ему расколдовать Королеву, и жили они долго и счастливо, спрятав маску Смерти – трофей, полученный в бою – в сундук под самый крепкий замок. То, что эта история просто искаженная версия правды, понять достаточно легко. На это намекают странные фразы женщины, будто бы она не уверена в том, что помнит всё, что нужно рассказать. Иногда создается такое впечатление, будто бы она сама видела всё, что произошло в те времена. К тому же ее собеседник, который появляется после того, как маленькая девочка засыпает, говорит напоследок: «Ты же помнишь, что всё было не так». Из его слов можно понять, что эта женщина – вовсе не мама Элли.

Так что же в этой истории на самом деле правда? Узнать это можно, разобрав текст самой песни.

Скорее всего, не было ни Короля, ни Королевы, ни прекрасного сада. На окраине земли, где «холод стал полосой, разделяющей жизнь и смерть», в деревне появилась девушка, красивая, словно «аленький цветок». Ее заметил Бог Смерти, и это положило начало его любви. Он был готов отдать девушке целый мир, о чем она прекрасно знала, но даже цветы, которые он дарил, погибали. Его отвергала сама жизнь – но в своей решимости и вере во всепобеждающую силу любви, в то, что даже он над ней не властен, Бог решил открыться девушке: «…И, чтоб открыть свое нутро, он сорвал с себя тут же маску». Однако ничем хорошим это не обернулось. «Ужас сути самой смерти» сломал смертную. Подобно цветку, с которым сравнима ее красота, она увяла. Это стало ударом для Бога – это стало началом его безумия, порожденного светлой, но всё же обреченной любовью. Даже слов не хватало для того, чтобы описать горе от потери любимой из-за собственной ошибки. Тогда Смерть посмотрел в зеркало на самого себя без маски – и собственное нутро свело его с ума окончательно. Его безумие, его ненависть, его горе – они «сожрали весь мир». Но остальные Боги остались слепы к этому, ведь «доводить всех до слез бедами» для них привычное дело. К тому же до мрачного брата, для которого даже звезды померкли, им не было дела.

А тем временем новость о смерти прекрасной девушки узнал ее «избранник». По-видимому, он был в землях, далеких от холодной родины, но после «полученного пергамента», он вернулся обратно. «Коль больше не полюбить, то приказано уничтожить», – это стало его мотивом для мести Богу, по чьей вине умерла любимая. «Герой», как позже исполнитель назвал «избранника», «плюнул на суть вещей» и «избавился от страха и оставшихся ощущений». Именно поэтому, увидев пустоту в лице противника, он не дрогнул, хоть на чужом лице и отражались та же тоска и боль. Он лишил жизни Бога Смерти – и, надеясь забыть всё произошедшее, взглянул на себя в зеркало. Герою казалось, что это сведет с ума его «ненавистную оболочку», но даже зеркало не смогло выдержать весь тот необъятный ужас, что таился в убийце. Лишь надев маску ненавистного Бога и заняв его место, «избранник» смог жить дальше, ведь «в простом человеке тесно». Последние строчки припева, которые, как поначалу кажется, относятся к первой Смерти, вероятнее всего описывают именно новую. Потому что всё, что осталось у героя – это «пустая душа» и осколки зеркала, разбитого им самим.

Это больше похоже на истинную легенду, однако некоторые детали могли быть расшифрованы неправильно. Особенно если учитывать небольшую фразу из рассказа, сопутствующего треку: «Не хватало еще, чтобы она, как и ее сумасшедшая мать, туда сорвалась». Это может намекать на то, что прекрасная девушка влюбилась в Бога Смерти уже после того, как обещала другому вечную любовь, и что сбежала на край света – в его владения – она именно ради того, чтобы быть ближе.

Однако сути это не меняет: любовь между Богом и человеком оказалась обречена – и именно она свела Смерть с ума окончательно.

«Легенда о Богине гроз» – вторая песня в триптихе. Ее pyrokinesis выпустил 10 сентября 2021 года. Судя по всему, события легенды произошли несколько позже, чем те, что описаны в «Легенде о Боге смерти». Даже несмотря на то, что сопутствующий треку рассказ обозначен как «Том I. Глава 3» («Легенда о Боге Смерти» находится в том же томе, но относится к главе 8), в тексте можно найти подсказки, указывающие на это. Маленькая деталь: «Она тронулась умом в разы похлеще Бога смерти». Именно это наталкивает на мысль о том, что в то время, когда происходили события из этой легенды, Бог смерти уже сошел с ума – быть может, его безумие даже повлияло на то, что случилось с Богиней гроз.

Не стоит сравнивать рассказ с текстом трека, потому что общая картина в обоих случаях одинакова. Но вот детали в самой песне интересны, и именно поэтому стоит рассказать историю, опираясь именно на ее текст

Эта легенда, как говорит сам исполнитель, далеко не проста. В ней множество вопросов, на которые сложно ответить с первого раза. Один из них: «Как влюбилась безответно в Океан Богиня гроз?». Устрашающая, неукротимая, как бури, которыми управляет, Богиня возжелала получить в свои руки сердце возлюбленного. Спустившись на землю, отчего «воспылали небесные телеса» и лег «на воду огонь», она потребовала ответной любви от Океана – это, пожалуй, единственное отличие рассказа и песни, потому как в первом признание было не таким категоричным. Однако сердце возлюбленного Богини давно принадлежало другой, и он отверг ее всю: «ее горе, ее слезы, ее боль, ее волю и любовь». Именно этот отказ пробудил в Богине «безумие свойственно всем богам, прикоснувшимся к любви». Однако виноваты ли они в том, что обречены на несчастье? В конце концов, «любовь божественному противоестественна». Отвергнутая и обиженная Богиня гроз вернулась на небеса, запечатав свою тайну, но ничто не могло подавить безумие и «громогласный крик», из-за которого она чуть ли «не потопила материк». Годы шли, и растущая обида превратилась в ненависть. Одержимая идеей получить хотя бы часть Океана Богиня вновь спустилась на землю, чтобы смешать морскую пену и свои омерзительные чувства. Они превратились в каплю проклятого семени, которым Богиня «оплодотворила себя сама». Ее радость была столь велика, что она срывалась в пляс – такой же греховный, как и поступок, совершенный ранее. Когда луна обернулась тринадцать раз, на свет, наконец-то, появилось дитя. Однако из «тьмы партеногенеза» и печали, из омерзительного греха и проклятой утробы не могла появиться новая жизнь в привычном ее понимании. В ледяной колыбели оказалось Дитя Ветров, лишенное души. Даже собственная мать не смогла полюбить эту химеру – и потому возвела вокруг нее ледяную цитадель.

Эта история о безответной любви Богов – хоть в истории и не фигурируют люди, но обреченность и несчастье, всё же, преследуют героя. Богиня сходит с ума, но всё же пытается найти ту любовь, которая ей необходима, в чём-то ином. Созданном ей самой. И даже так ничего не клеится. Возвращаясь к одной из самых важных фраз из этого трека: «Любовь божественному противоестественна».

Последний трек из цикла «Final Fantasy», вышедший на данный момент, и последняя легенда триптиха – «Легенда о Богине мечей». Ее релиз состоялся 12 мая 2023 года. Это пока что единственная композиция из третьего тома – его первая глава. Но, опять же, не стоит обращать внимание на цифры. Опираясь на рассказ, можно легко понять, что данная легенда является самой древней из всех. Если истории Бога смерти и Богини Гроз произошли около тысячи лет назад, то о Богине мечей могут поведать лишь Божественные формации – одни из самых древних созданий в цикле песен-рассказов. Только они могут пролить свет на события, произошедшие около 20-30 тысяч лет назад. Сами же люди не в состоянии расшифровать письмена, найденные в гробнице. Для них это всего лишь *очень много текста на неизвестном древнем языке* в фолианте, от которого веет загадочной аурой. К тому же на возраст легенды указывают и ощущения рассказчика, столкнувшегося с магической аурой, окутавшей фолиант, хранящий тайны легенды о Богине мечей: «…по ощущениям, настолько древнюю, что казалось, будто она не просто из другой эпохи, а словно из совсем другого мира. Точнее из другого «состояния» мира. Кажется, она старше даже некоторых Богов».

Целиком охватить историю можно только из текста песни – и на этот раз главный герой, чья любовь становится основой действа, всего лишь человек.

Император, решивший проложить путь к неизведанным землям, в «Terra Inkognita», направляет свое войско на север. «Их огни величия ведут» вперед – армия не останавливается ни перед чем до тех пор, пока не достигнет пустыни, среди которой располагается древнее капище. Им бы обойти его, вот только ни у кого и мысли подобной не возникает. Солдаты шагают «нога в ногу через жертвенник», устремляясь вслед за своим императором. Их не настораживает то, что «вдалеке лес на закате ровный, будто вылизан» – словно верхушки деревьев были срублены кем-то. Существом настолько сильным, что даже подобный массив лишь игрушка в его руках. Это стало ошибкой – перед армией, будто бы из ниоткуда вылезла Богиня. Она в одиночку расправилась с завоевателем, пощадив лишь императора, которому «от увиденного тут же башню вынесло». Он наблюдал за тем, как лишилась жизни его подчиненные, но не мог сдвинуться с места. Его заворожил «кровавый пируэт», и, вспоминая эту резню через какое-то время, герой понял: то, что трепетно стучало в его груди – это сердце, охваченное любовью. «Император-психопат» теперь не стремился завоевать неизведанные земли. Всё, что ему стало нужно – рассказать Богине о своей «любви на языке клинков». Потому что она не знает других языков. Для нее существуют лишь «лингвистика мечей» и «фонетика войны». Она идет в бой лишь тогда, когда слышит звуки клинков. Она столь беспощадна, что пережившие «замес с Богинею Мечей» считались героями в эпоху древних Королевств. Вот только со временем про это забыли: люди покинули дальние земли, оставили капище своей грозной воительницы, и она, наконец, смогла поспать. Целых шестнадцать тысяч лет – пока ее облик не очаровал императора, готового на всё, лишь бы вновь увидеть кровавый танец на поле брани.

И во имя великой любви, во имя новых встреч со своей возлюбленной безумец «развязал войну одновременную со всеми народами». Он ждал прихода воительницы – он был очарован повторной резней, которую увидел когда-то в пустыне. Его сердце откликалось лишь на это зрелище: оно, как и безумие, охватившее разум, цвело, словно гнилая картофелина. Прорастало всё глубже – видимо, до самой смерти деспота продолжался ужас, в котором сплелись война и любовь. Он больше не мог отличить их друг от друга. Он считал, что «ее вечная бойня – для вечной любви».

Пожалуй, это самый извращенный пример из всех треков триптиха, несмотря на то, что смысл подтекста предельно ясен: вероятнее всего, Богиня Мечей полюбила императора в ответ. Да, той же уродливой любовью, что граничит с безумием, но факт остается фактом. Иначе как объяснить то, что герой пережил несколько убийственных танцев с клинками? Может, она и не могла сказать это вслух, зато показать – вполне. По моему мнению, лишь в этом треке герои смогли достичь взаимности, вот только какова цена этого «счастья»? Геноцид. Может, именно по этой причине «Легенда о Богине Мечей» в рассказе, по сути, канула в Лету? То, что можно было превратить в героическую балладу, – раскроили и сшили криво белыми нитями. То, что не касается людей, являясь нравоучением по поводу рождения детей в ненависти – оставили практически нетронутым. А то, что вызывает ужас – предпочли забыть.

Три примера несчастной любви между разными сущностями – три трагедии, завязанные на самом светлом чувстве в мире. Но оно не смогло спасти Бога, случайно полюбившего человека, не сделало счастливым Богиню, одержимую Океаном – по сути, тоже Богом, не подарило счастливый конец человеку, чье сердце билось лишь в присутствии Богини. Возвращаясь к фразе, что была выделена как одна из самых важных в «Легенде о Богине Гроз», можно сказать, что все эти треки сводятся к ней. «Любовь божественному противоестественна» – так или иначе, она приводит лишь к безумию.