17 апреля солисты оперной труппы Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко представили необычный концерт — «Музыкальные рецепты для голоса и фортепиано». Тематика большинства прозвучавших произведений была связана с кулинарией, и потому программа вечера напоминала дегустационное меню ресторана: от легких «закусок» (песни «Да здравствует томатный суп» Нино Рота или вокального цикла «Четыре рецепта для голоса и фортепиано» Леонарда Бернстайна) до «основных блюд» (сочинений Клода Дебюсси, Рихарда Штрауса и Мориса Равеля). 

Экстравагантность программы подчеркивало сценическое оформление: белая простыня, раскинутая на театральных подмостках, напоминала скатерть, небрежно брошенную на праздничный стол. На этом импровизированном столе располагались фрукты, хрустальные бокалы и канделябры со свечами. 

Еда не просто упоминалась в текстах вокальных сочинений — она становилась неотъемлемой частью сценического действия. Когда зазвучала озорная песня «Да здравствует томатный суп» Нино Рота, тенор Кирилл Золочевский ворвался в зал как настоящий шеф-повар — в белоснежном поварском колпаке, размахивая кастрюлей томатного супа. А во время исполнения песни «Апрель» Франческо Тости со сцены вдруг потянуло ароматом свежеиспеченной пиццы, который распространялся по всему залу. На мгновение показалось, будто слушатели перенеслись в шумную неаполитанскую тратторию. 

Во втором отделении концерта кулинарный антураж побледнел, но оставался вполне заметным. Сопрано Евгения Афанасьева исполнила «Четыре рецепта для голоса и фортепиано» Леонарда Бернстайна в кухонном фартуке и с поваренной книгой в руках. В цикле использованы тексты рецептов из книги Эмиля Дюмона, и певица словно вела кулинарный мастер-класс, лукаво подмигивая слушателям и обмениваясь улыбками с пианистом Айком Григоряном. Она играла с динамикой, постепенно «испаряя» звук к концу фраз — создавалось ощущение, будто последние ноты тают, оставляя легкое послевкусие. 

 Четыре песни Рихарда Штрауса («Завтра!», «Я словно ангел, парю над землей», «Серенада» и «Цецилия») в интерпретации сопрано Лилии Гайсиной выглядели отступлением от шуточно-легкомысленной темы концерта. Дополнительную глубину и серьезность им придало вступительное слово Йосси Тавора. Каждый номер программы ведущий предварял познавательным рассказом, но в случае со Штраусом вступление оказалось, пожалуй, слишком подробным: оно включало истории о Кларе Шуман, рассказы о тонкостях характера супруги Штрауса и о том, как сын композитора скрывал свою еврейскую жену в подвале дома. 

Приятным завершением вечера стала композиция A Cup of Coffee, A Sandwich and You Джозефа Мейера, которую солисты МАМТ спели втроем. Их исполнение напоминало сцену из мюзикла: легко и непринужденно, в лучших традициях жанра они обыгрывали текст жестами и взглядами, благодаря чему выступление получилось камерным и уютным. 

Незатейливая песня о кофе и сэндвиче стала идеальным финальным аккордом вечера. Может быть, секрет в том, что и в кулинарии, и в музыке важны не сложные или необычные ингредиенты, а искренность и умение видеть в простом настоящую красоту.

Фото — Сергей Родионов