
В Концертном зале имени Чайковского 10 апреля прошел концерт абонемента Московской филармонии «Другое пространство». Российский национальный молодежный симфонический оркестр под управлением Филиппа Чижевского вместе с приглашенными солистами и музыковедом и лектором Ярославом Тимофеевым, который был ведущим вечера, представили произведения четырех композиторов XX и XXI веков. Большая часть сочинений звучала впервые в России.
В начале концерта ведущий Ярослав Тимофеев отметил, что все четыре партитуры «будут отражаться друг в друге».
Программу открыла российская премьера к 100-летнему юбилею композитора-авангардиста, дирижера и интерпретатора музыки Новой венской школы Пьера Булеза. «Импровизация II по Малларме» — третья часть кантаты Pli selon pli («Складка за складкой») для сопрано, арфы, фортепиано и ударных. Перед исполнением ведущий, как принято в его практике, небанально подготовил зрителей к прослушиванию, применяя интересные высказывания. Например: «Складка за складкой должен раскрыться портрет поэта» или «Малларме — это поэзия, которой присущи магия и гипноз». Тимофеев также призывал расфокусировать свой слух и представить тайну, которую не надо разгадывать. Сложную и насыщенную фиоритурами партию сопрано уверенно исполнила Варвара Гансгорье.
Произведение Dox-Orkh для скрипки и 89 исполнителей Яниса Ксенакиса было написано в 1991 году, а в 1994 впервые исполнено в Московской консерватории в присутствии автора. Как и 30 лет назад, солисткой в этот вечер выступила Татьяна Гринденко. Ярослав Тимофеев сравнил музыку сочинения с танцующим Стоунхенджем, или поединком Давида (Dox в переводе скрипка) и Голиафа (Orkh — оркестр). Композиция насыщена кластерами — от 12 до 60 исполняемых одновременно звуков, которые создавали ощущение огромной силы, могущества и даже ужаса.

Во втором отделении прозвучали сочинения ныне живущих авторов. Сальваторе Шаррино — один из наиболее известных и исполняемых композиторов современности, произведения которого заказывают европейские оркестры и театры. Российская премьера его сочинения «Смерть Борромини» для оркестра и чтеца повествует о последних часах жизни выдающегося архитектора эпохи барокко, совершившего самоубийство. Музыка Шаррино — это «оптические иллюзии посредством звука», — отметил ведущий. Вибрато труб и пустой звук флейты имитировали вздохи и кваканье лягушек, а залитая синим светом софитов сцена предстала ночной комнатой, в которой разворачивается действие. Клаудио Томбини воплотил роль архитектора через художественное слово. Чтец монотонным голосом, без надрыва читал некролог, погружая в гипнотическое и медитативное состояние.

На протяжении исполнения всех произведений Чижевский вел за собой оркестр, подчеркивая все динамические контрасты и образные штрихи. Словно столп, он удерживал внимание не только музыкантов, но и слушателей, незаметно соединяя все звучащие композиции воедино.
Завершила концерт мировая премьера Владимира Раннева «Дальше — тишина» для большого симфонического оркестра. Произведение построено на финалах сочинений разных композиторов от Гайдна до Штрауса, от Глинки до Скрябина. В нем нет ни одной новой ноты — всё основано на сочиненном раннее материале. Тимофеев отметил, что это произведение будто книга, повернутая к нам задней обложкой. По окончании композиции сам Раннев вышел на сцену и получил зрительские овации в большом количестве.

Музыка композиторов-авангардистов действительно создавала другое пространство, состоящее из непривычных звуков, мелодий и вокальных партий. Премьеры были тепло приняты публикой. Это одно из доказательств того, что течение пост-авангарда не теряет своей актуальности.
Фотографии предоставлены пресс-службой Московской филармонии