31 октября в рамках цикла «Вещь в себе» в Концертном зале имени Чайковского прозвучал скрипичный концерт Альбана Берга. Исполнители ― Елена Ревич (скрипка) и РНО под управлением Александра Рудина.
Абонемент «Вещь в себе» ― один из интереснейших в филармонии. Секрет его успеха прост: на концертах этого абонемента звучат сложные, необычные и редко исполняемые сочинения, которые предваряют подробные лекции Ярослава Тимофеева об истории создания и музыкальных особенностях музыки. Такая подготовка к знакомству с сочинением (подчас довольно вдохновенная) помогает любому слушателю проникнуться музыкой и правильно воспринять сочинение.
Именно так и прошел вечер Альбана Берга. Ведущий рассказал о том, что такое додекафония и кто такие композиторы новой венской школы (напомним, Берг ― один из них), какой эстетики при этом придерживался Берг и почему написал именно так, как написал.
Ярослав Тимофеев рассказал о том, как устроена двенадцатитоновая серия, из которой, как из зерна, произрастает весь материал произведения, и о цитатах в этом концерте (а цитируется не только хорал Баха «Es ist genug», но и каринтийская ― австрийская ― народная песенка).
Что касается Концерта, то исполнен он был образцово-показательно, как это часто бывает в Московской филармонии: в меру выразительно, с выверенными динамическими перепадами и верными тембровыми оттенками. Конечно, как при любом живом исполнении, были и проблемы (в количестве двух). Во-первых, местами ощущался небольшой дисбаланс в динамике: оркестр звучал чуть громче, а солирующая скрипка Елены Ревич ― чуть тише, чем хотелось бы, (и чем стоило бы исполнять в идеальном случае). Во-вторых, медным духовым не хватало атаки в аккордах, из-за чего чуть смазались динамические кульминации в обеих частях концерта.
На эту критику можно справедливо возразить, что перечисленные огрехи не так уж заметны. Для тех, кто не знает концерта почти наизусть и не переслушал полтора десятка исполнений, попутно сформировав в голове идеальный образ того, как он должен звучать, никаких проблем заметно не будет. Возможно, слушатель, который с концертом не знаком совсем, или знаком только поверхностно, получит даже большее удовольствие, чем тот, кто знает эту музыку вдоль и поперек. И это ― одно из главных достоинств абонемента.
Исполнение музыки 20 века за исключением, пожалуй, Рахманинова и некоторых совсем уж часто звучащих сочинений Прокофьева и Шостаковича, ― большое событие. Столь редко исполняемый Альбан Берг, безусловно, заслуживает внимания академических меломанов, а устроители концерта в филармонии ― глубочайшей признательности и за сам факт исполнения, и за то, что это самое исполнение было достаточно высокого качества.