
В рамках Шестой международной научной конференции «Музыкальная композиция: теория и практика» состоялась творческая встреча с Иосифом Райскиным. Главный редактор газеты «Мариинский театр», шеф-редактор «Санкт-Петербургского музыкального вестника», председатель секции критики и музыкознания Союза композиторов Санкт-Петербурга поделился своим видением роли музыкального журналиста и критика, а также ответил на вопросы гостей мероприятия.
Встреча началась с небольшой вступительной лекции, в ходе которой Иосиф Райскин представил краткий экскурс в историю зарождения и развития музыковедения и музыкальной журналистики в разных странах. Иосиф Генрихович сделал акцент на том, что, в отличие от европейского музыкознания, истоки которого — в работах античных философов, русская мысль о музыке начиналась с журналистики: с публикаций в первых отечественных газетах, появившихся в Петровскую эпоху.
Райскин решительно отверг представление о профессии музыкального журналиста и критика как о деятельности, предполагающей лишь отбор и распространение информации. По убеждению лектора, истинная музыкальная журналистика должна неразрывно соединяться с критическим осмыслением рассматриваемых явлений. В его интерпретации музыкальная критика — не столько музыковедение, сколько «музыковведéние»: процесс введения в мир музыки, руководство слушателем в этом пространстве. Задача журналиста заключается в том, чтобы направлять восприятие музыки аудиторией в «разумные берега». «Нужно вести публику за собой», — подчеркнул Иосиф Райскин.
Во время встречи студенты активно задавали вопросы, в которых, в частности, затрагивались моменты творческой биографии Райскина. С особой теплотой Иосиф Генрихович вспоминал о своих педагогах, о том, как играл симфонии Малера в четыре руки с однокурсниками в Ленинградском электротехническом институте, о первых работах в качестве музыкального критика.

В своей книге «Записки филарманьяка» Райскин писал о том, что именно в студенческие годы создается фундамент будущей профессии. Отвечая на вопрос студента «как должны действовать музыкальные журналисты, чтобы этот фундамент получился прочным?», Иосиф Генрихович подчеркнул важность чтения. «Журналист должен много читать, даже больше читать, чем писать. Если вы хотите, чтобы вас публиковали — нужно писать, а если вы хотите, чтобы вас читали – нужно читать», — заключил Райскин.
По его мнению, современная музыкальная журналистика часто страдает небрежным стилем. Он рекомендовал писать так, чтобы «было меньше сорняков», и всегда оставаться толерантным, то есть вежливым по отношению к композиторам и интерпретаторам. В завершение беседы Иосиф Генрихович сформулировал миссию журналиста: «Профессия состоит в том, чтобы вещать не для узкого круга посетителей, а для широкой публики, воспитывая в ней правильное восприятие искусства».
Финалом встречи стал теплый обмен подарками. Иосиф Генрихович преподнес студентам подборки газет, в которых долгое время работал, а от кафедры музыкальной журналистики ему вручили книгу Дины Кирнарской, посвященную Елене Фабиановне Гнесиной.
Фото — Анна Бобрик