В Международный день музыки Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко порадовал зрителей первым в этом сезоне «Евгением Онегиным» в постановке Александра Тителя. 2022 год — юбилейный для этой оперы в пространстве театра, ведь ровно 100 лет назад родилась легендарная постановка Константина Станиславского, влияние которой прослеживается и в современной версии. На праздничном спектакле побывал Филипп Геллер.

Интерпретация Александра Тителя, родившаяся 15 лет назад, — пожалуй, одна из самых стильных в Москве. Режиссер представил версию, обращенную к современному зрителю, но опирающуюся на прошлое. В этом «Онегине» нет пошлости, нет ничего, что может вызывать отвращение. Наоборот, спектакль выглядит легко и утонченно — как пушкинский язык. Это сравнение напрашивается недаром: прежде всего, Титель отдал дань эпохе, когда творил великий поэт. Это видно в общей эстетике постановки — здесь удачно сплелись графичность классицизма в построении действия, ампир в оформлении и одежде героев, романтизм в музыкально-актерской концепции. Наполнив действие некоторыми нюансами, Титель создал яркий и динамичный спектакль с выразительной драматической линией и полнокровной эмоциональностью персонажей. Как и прежде, театр Станиславского сохраняет традиции, когда на сцене царят певцы-актеры, и это не может не радовать.

Отдельное восхищение вызывает оформление, созданное Давидом Боровским (декорации) и Ольгой Поликарповой (костюмы) — в них удачно сочетаются современные тенденции и реминисценции. Так, легендарные колонны и портик из постановки Станиславского приобрели новые свойства. Первые меняют свой цвет, а в картине дуэли наклоняются набок. Портик же превратился в низкий дверной проем в левом углу сценического пространства.

Музыкальный праздник состоялся прежде всего благодаря великолепному дуэту Натальи Петрожицкой (Татьяна) и Дмитрия Зуева (Онегин).

Артисты, исполняющие роли с самой премьеры 2007 года, составляют единый организм и по отделке своих ролей напоминают легендарную пару Тамары Милашкиной и Владимира Атлантова. Татьяна в интерпретации Натальи Петрожицкой — нервно-экспрессивная натура, ищущая смысл жизни, и как ей казалось, нашедшая его в любви к Онегину. Петрожицкая словно рождена для этой роли — настолько естественно она выглядит на сцене. Ария Гремина, во время которой он рассказывает о своей любви к Татьяне, превращается не только в бенефис Дмитрия Ульянова, который исполнил ее удивительно трогательно и эмоционально, но и в дефиле красоты от Натальи Петрожицкой. Здесь можно восхититься ее утонченной фигурой, умением преподносить и подавать себя. С вокальной точки зрения артистка исполняет Татьяну настолько выразительно, как мало кто сейчас в Москве. Партия отделана до мельчайших деталей: голос артистки звучит то мечтательно-ласково, то экстатически эмоционально, а порой исповедально тихо. Петрожицкая демонстрирует разнообразную музыкальную динамику — от тончайшего пианиссимо до уверенного форте. Однако, в целом, ее интерпретацию отличает мягкая акварельность и тонкая отделка.

Онегин в исполнении Дмитрия Зуева — разочарованный жизнью молодой человек. Терпкий, темный и холодноватый тембр певца идеально подходит для этой роли. Благородная учтивость в голосе в первой картине сменяется нервозностью в третьей, затем — экстатической инфернальностью в финале. Свой холодноватый тембр артист дополняет выразительной и естественной актерской пластикой — он не играет, также как и его партнерша Наталья Петрожицкая, он живет на сцене.

Фото: Сергей Родионов

Интересен Ленский (Владимир Дмитрук). Быть может, в голосе певца не хватает пиано и интимности, зато экспрессии хоть отбавляй. Его герой — не безудержный и вспыльчивый романтик, а человек с высоким понятием чести и достоинства, непонимающий вторжения Онегина в его личную жизнь.

Расстроила Ольга (Наталья Зимина), которая позволяла себе слишком много вольностей в обращении с нотным текстом — явно не додерживала длительности, пела слишком отрывисто и без кантилены, да и ее голос сам по себе особой красотой не отличается.

Сильнейшее разочарование оставило исполнение партии няни (Элла Фейгинова). Ее расшатанный голос, к сожалению, не мог воспроизвести красоты вокальной линии, написанной Чайковским. А порой артистка просто забывала про ноты — и практически декламировала текст.

Оркестр под управлением Феликса Коробова хоть порой и расходился с певцами, зато звучал невероятно ярко, экспрессивно и динамично — под стать самой постановке. Такие быстрые темпы явно придают Чайковскому живинку и эксклюзивность. Где еще можно услышать настолько выразительного Петра Ильича?