
«Париж Сергея Дягилева» (2010) — документальный фильм, который повествует о великом меценате и импресарио XX века, о становлении его как личности и о том, как «крепыш-провинциал» заставил Европу полюбить русское искусство. Режиссер Никита Тихонов последовательно, емко и ярко описывает историю покорения французской столицы Дягилевым, чьи страсть и упорство сделали его своего рода культурным мостом между Россией и миром.
Отечественные кинематографисты сняли немало фильмов о Дягилеве. Например, в документальной картине «Судьба подвижника. Сергей Дягилев» (2002, режиссер Виктор Спиридонов) великий импресарио показан как живой человек со своими страстями, амбициями и достижениями. В фильме «Дягилев и Стравинский. Поединок гениев» (2022, режиссер Олег Сариго) особенности характера импресарио раскрываются через его отношения с композитором-новатором: Дягилев умеет находить и поддерживать талантливых людей, но при этом требовательно и жестко направляет их творчество в нужное русло. Тесное сотрудничество, а иногда и творческое противостояние Дягилева и Стравинского приводили к созданию шедевров.
Фильм Никиты Тихонова, рассказывающий о «сотрудничестве» Дягилева и Парижа, стал, безусловно, одной из ярких звезд и в отечественной «кинодягилеане», и в созвездии работ режиссера и его супруги — сценариста Юлии Тихоновой, чьи фильмы о деятелях балета можно назвать маяком балетного просвещения в нашей стране.
В центре повествования — не столько сам меценат, сколько его триумфальный путь покорения французской столицы. Режиссер показал, как основатель антрепризы «Русские сезоны» и Париж оказались связаны словно братья-близнецы, совместно создающие историю культуры XX века.
С первых минут просмотра зритель погружается в атмосферу Парижа, который становится одним из главных героев фильма. Столица Франции раскрывается как живой, дышащий организм, чья душа тесно переплелась с судьбой великого импресарио.
Париж предстает перед зрителем в роскошном многоцветии своих обликов. Воздух уютных улиц напитан духом искусства, а с появлением Дягилева театральные залы становятся храмом русского балета. Величественность, красоту, особую энергию и перемены в культурной жизни Парижа подчеркивает саундтрек, главная смысловая составляющая которого — музыка из балета «Весна священная».
Премьера этого балета в 1913 году в театре Елисейских полей стала громким событием: публика, которая привыкла к изящной и мелодичной музыке, была буквально оглушена непривычным звучанием. Но именно скандал и сделал балет знаменитым. Музыка Стравинского, в которой было что-то первобытное, языческое, что одновременно пугало и притягивало, расколола музыкальный мир надвое словно молния. «Пляска щеголих», которая обрела статус символа новой музыкальной эпохи, становится рефреном музыкального сопровождения фильма. Эта тема, чередуясь с фрагментами из других балетов, сопровождает кадры с Дягилевым и улицами Парижа, вновь и вновь подчёркивая их долгую неразрывную связь.
Начало «Русских сезонов» в Париже, работа с Александром Бенуа, Леоном Бакстом и Пабло Пикассо, первый успех после показа «Послеполуденного отдыха фавна», сотрудничество и разрыв с Вацлавом Нижинским, появление в труппе нового премьера Леонида Мясина, меценатство и участие в создании костюмов для спектаклей Коко Шанель — каждый из этапов парижской жизни Дягилева описан в киноленте с любовью к герою и большим вниманием к деталям.
Неторопливое закадровое повествование Андрея Ярославцева создает доверительную атмосферу, располагающую к глубокому восприятию материала. Его теплый, бархатный тембр голоса придает повествованию особую весомость и значимость. Манера речи Ярославцева, с ее размеренностью и продуманными паузами, создает эффект неторопливого рассказа истории от человека, погруженного в тему.
Биографические факты подкрепляются архивными документами, фото- и видеоматериалами, а также многочисленными цитатами современников. Они придают фильму особую глубину и органично сочетаются с рассказами выдающихся деятелей искусства — ректора Академии Русского балета имени А. Вагановой Николая Цискаридзе, художественного руководителя балета Парижской национальной оперы Бриджит Леферт, директора театра Шатле Доминика Мейера. С той же трепетной нежностью, с какой художник говорит о своем любимом полотне, повествует о Дягилеве артист балета и режиссер Андрис Лиепа: его рассказ добавляет немало ярких штрихов к воссоздаваемой картине прошлого.
«Это громадная и, несомненно, единственная фигура, размеры которой увеличиваются по мере того, как она удаляется», — это высказывание Сергея Прокофьева открывает фильм. Цитата композитора приобретает особый смысл в контексте всего повествования. Несмотря на то, что фильм «приближает» к нам Дягилева, позволяя зрителю детально рассмотреть его личность и деятельность, масштаб этой личности не уменьшается, а наоборот – становится еще более очевидным.
Фото взято с сайта https://style.rbc.ru/impressions/58e23f7b9a7947fabdb66151